ГБ ОУ РМ "Ардатовская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения"
г. Ардатов Ардатовского района Республики Мордовия
  • О школе

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия  "Ардатовская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения".

    ГБ ОУ РМ "Ардатовская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения" .

               В Республике Мордовия функционирует единственное в регионе государственное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ардатовская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения».

    В школе-интернате обучаются дети не только из Ардатовского района, но и Чамзинского, Атяшевского, З-Полянского, Инсарского, Ковылкинского районов, г. Саранска.

          Образовательное учреждение - старейшее в республике, основано в 1934 году. Более чем за 85 лет многие сотни детей с ограниченными возможностями здоровья получили основное общее и среднее общее образование. Многие из них стали успешными людьми в бизнесе, в науке.

        Из их числа Иневаткин Н.Д. - работал председателем Мордовского Республиканского отделения «Всероссийского общества слепых», Кокарев А.П. - директор Республиканской библиотеки для слепых. Более 25 лет проработал учителем истории бывший выпускник школы Фомин Н.А. – заслуженный учитель Республики Мордовия. В г. Пущино в научном центре занимается научными исследованиями в области биотехнологии выпускник школы аспирант Шитов А.В. Заслуженный учитель Российской Федерации и Республики Мордовия Бурнаев П.И. более 20 лет проработал  директором школы-интерната. В период его работы большое значение уделялось занятиям по трудовому обучению, работали многочисленные станки по дереву и металлу. Учащиеся выпускались со школы, имея основные навыки работы на этих станках, а подготовленный ребенок с ОВЗ будет намного увереннее вступать во взрослую жизнь.

        В школе сложился квалифицированный педагогический коллектив: специалисты – тифлопедагоги, заслуженные работники образования, которые хорошо знают методику обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей.

        Учебно-материальная база школы создавалась поэтапно. Здания учебного корпуса пристраивались в 1958, 1965, 1978 годах, спального корпуса в 1975 году.

    История школы

     ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЫ


    Школа для слепых детей в начале была начальной. Обучалось в ней с первых дней 7 человек. К концу учебного года их стало 15. Было два класса. В первом классе к концу года было 6, во 2-ом – 9 учащихся. Под школу был занят бывший дом купца. Помещение имело площадь 50 кв. м . Здесь размещались спальня, классы, столовая.  

    С каждым годом число учащихся росло. В 1936 – в школе обучался 21 ученик. 1939 год стал очень трудным годом для школы: не было стульев, в комнате лишь один большой стол. Школьного двора не было. Потом дали баню, выделили несколько десятков метров площади из колхозного сада. Стали сажать яблони, овощи. Была организована художественная самодеятельность.

    Школа для слепых детей в начале была начальной. Обучалось в ней с первых дней 7 человек. К концу учебного года их стало 15. Было два класса. В первом классе к концу года было 6, во 2-ом – 9 учащихся. Под школу был занят бывший дом купца. Помещение имело площадь 50 кв. м . Здесь размещались спальня, классы, столовая.

    С каждым годом число учащихся росло. В 1936 – в школе обучался 21 ученик. 1939 год стал очень трудным годом для школы: не было стульев, в комнате лишь один большой стол. Школьного двора не было. Потом дали баню, выделили несколько десятков метров площади из колхозного сада. Стали сажать яблони, овощи. Была организована художественная самодеятельность.

    В 1941 – 1945 г . обучалось 50 человек. Школа размещалась в 2-х этажном деревянном здании. В эти годы в школу прибывало много детей, потерявших зрение, из прифронтовой полосы. Книг не хватало, тетрадей не было, занимались при свете коптилок. А в классах было так холодно, что мерзли чернила. Тем не менее, был оркестр. Ребята играли на 2 баянах, 2 гитарах, ложках, бутылках и барабане.  

    1946 – 1949 г . – 60 учащихся. 1950 – 1960 г . – 59 учащихся. Дети были слепые и слабовидящие. В 1960 году построили новое деревянное здание. Здесь размещались 6 классов, а 2 класса остались в каменном здании. Учиться стали в одну смену. Писали по Брайлю. Учащиеся были одеты плохо, питались плохо. В 1950 году силами педагогического коллектива вывезли лес и построили общежитие, где сейчас находятся квартиры учителей.

    В 1953 году семилетняя школа была реорганизована в среднюю, в ней насчитывалось 12 класс-комплектов. Школа размещалась в новом каменном здании. До 1954 года в мастерских обучали учащихся изготовлению щеток и чемоданов.  Обучали столярному делу. С 1955 года учащиеся стали приобретать навыки и по обработке металлов. Организована была штамповочная мастерская. Многие выпускники нашей школы работали потом в УППВОС.

    В 1982 году школу переименовали в среднюю школу – интернат для слабовидящих детей. Были построены новое здание школы и большое общежитие, которые соединяются теперь теплым переходом. Школа перешла на кабинетную систему обучения.

    Образование и формы обучения

    Обучение в Учреждении осуществляется в очной форме. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

      При невозможности обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в очном режиме, нуждающихся в длительном лечении, которые по состоянию здоровья не могут посещать Учреждение, Учреждение организует обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего , основного общего  и среднего общего образования для обучающихся  с  нарушениями зрения и с интеллектуальными нарушениями (с легкой степенью умственной отсталости, ЗПР), по специальным индивидуальным программам развития для детей, имеющих ССД,  в соответствии с действующим законодательством.

    Программа развития

    1. Краткая аннотация документа.

    Программа развития школы разработана педагогическим коллективом на период с 2018 по 2022 г. В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по коррекции содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста слабовидящего обучающего, его подготовки к полноценному участию в различных видах жизнедеятельности в обществе.

    Специфика развития школы в данный период определяется тем, что образовательное учреждение с 1 сентября 2016 года переходит на активную работу по внедрению новых образовательных стандартов ФГОС НОО для слабовидящих детей.  В связи с этим многие положения программы развития школы отражают новые, приоритетные направления развития российского образования, программы развития образования Республики Мордовия, а особенно коррекционную направленность всего учебно-воспитательного процесса.

    2. Информационная справка о школе.

    ГБ ОУ РМ «Ардатовская общеобразовательная школа – интернат  для детей с нарушениями зрения» создана в 1934 году. Первое название школы: Ардатовская средняя школа – интернат для слепых детей. Школа всегда имела и имеет статус общеобразовательной школы, она обеспечивает обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у детей с нарушением зрения, развития и сохранения анализаторов, формирование компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.

    Основной целью деятельности школы - интерната является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение доступности получения качественного образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированных основных образовательных программ: начального общего, основного общего, среднего общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми – инвалидами; формирование общей культуры, духовно – нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития; самосовершенствования обучающихся, обеспечивающих их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья, становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости, обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования.

    Школа включает в себя три ступени.

    Первая ступень обучения – начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся – 6,5 лет на 1 сентября.

    Вторая ступень обучения – основная школа: продолжительность обучения 6 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 16-17 лет. Основная ее цель – обеспечение коррекционной направленности и высокого уровня социализации воспитанников.

    Третья ступень обучения – средняя школа: продолжительность обучения 2 года. Она предполагает качественную подготовку воспитанников к жизни: обеспечение выпускников прочными знаниями по обучаемым учебным дисциплинам и владение трудовыми навыками.

    Основное общее и среднее общее образование и государственная итоговая аттестация  по их завершению является обязательной.

    2.1 Характеристика педагогического коллектива.

    В школе работает 36 педагогов. Средний возраст педагогов – 44 года. Средний педагогический стаж – 20 лет. Средний возраст администрации - 43 года. Имеют высшее образование – 34  педагога; среднее специальное образование – 2 педагога.

    Имеют почетное звание:

    - заслуженный работник физической культуры РМ – 1

    - отличник народного образования – 1

    - почетный работник общего образования РФ –5

    2.2 Характеристика учащихся и их семей.

    В школе обучается 132 учащихся. Из них: 5 - из неблагополучных семей;  26 - из неполных семей; 19 - из многодетных. Образовательный  процесс осуществляется  в 1 смену. Продолжительность уроков – 45 минут.

    2.3 Особенности учебного процесса.

    Школа включает в себя три ступени.

    Первая ступень обучения – начальная школа: продолжительность обучения 4 года.

    Вторая ступень обучения – основная школа: продолжительность обучения 6 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 16-17 лет.

    Третья ступень обучения – средняя школа: продолжительность обучения 2 года.

    Третья ступень обучения  обязательна для воспитанников до 18-19 лет.

    В школе работают  методические объединения учителей.

     Методическая работа в школе организована по направлениям школьных методических объединений: естественно – математического,  гуманитарного, художественно - эстетического, учителей начальных классов, воспитателей, классных руководителей.

    Одной из задач методических объединений является составление информационного банка данных всех воспитанников школы, чтобы иметь четкое представление об учениках, их зрительных и интеллектуальных возможностях, сопутствующих заболеваниях, особенностях развития; изучение условий, при которых может ухудшаться или улучшаться зрение; знание диагноза заболевания, степень нарушения зрения, особенности, связанные с данным заболеванием; получение рекомендаций врача – офтальмолога в каждом конкретном случае.

     Только при  такой аналитической работе педагога можно быть уверенным, что учитель готов к успешному обучению  и воспитанию детей с нарушениями зрения.

    2.4 Особенности воспитательного процесса.

    Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

    Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. 

    Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществляется в свободное от обучения время.

    В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определенную роль, так как именно посредством его в создании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество  в своей жизнедеятельности.

    Воспитательная деятельность осуществляется через учебную и внеурочную деятельность. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Внеурочная деятельность ведется по пяти направлениям: спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное.

    Занятия проводятся учителями образовательного учреждения и педагогами учреждений дополнительного образования.

    В школе развиваются формы ученического самоуправления: совет старшеклассников, НДК (наша дружная команда), РИТМ (республика интересной талантливой молодежи).

    Создание воспитательной среды в рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает:

    - корректировку учебного процесса в соответствии со спецификой образовательного учреждения, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин;

    - ориентацию учащихся на  ценности, выраженные в таких категориях, как «человек», «добро», «культура», «мир», «земля», которые  охватывают основные аспекты деятельности и развития личности и образуют основу воспитания;

    - создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информационном пространстве школы.

    Результатом воспитательной деятельности школы должна стать  положительная динамика развития личностных качеств и ключевых компетенций выпускника школы, приобретение обучающимися социального опыта, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям.

    2.5 Совершенствование воспитательной системы

    Формирование духовно-богатой, нравственной личности 

    1. Разработать программу диагностики учащихся, с целью сбора информации об их ценностных ориентирах и нравственных устоях.

    2. Разработать методические рекомендации по формированию духовно-нравственной культуры учащихся в классе

    4. Формировать духовно – нравственные качества через посещение театров, музеев изобразительного искусства

    5.Поддерживать и развивать школьный театр

    2.6 Характеристика материальной базы.

    Образовательный процесс осуществляется в учебном корпусе, соединенном переходом в здание общежития. Помещения учебного  корпуса  рассчитаны на 150 учебных мест, а общежитие на 80 мест.

    Учебный процесс обеспечивается кабинетной системой обучения:  функционируют четырнадцать учебных кабинетов. Используются специальные  тифлотехнические средства обучения: Тактильный  40 символьный дисплей  «Focus» со встроенной клавиатурой Брайля в комплекте с персональным компьютером и программой экранного доступа с синтезом речи, Автономный увеличитель для удаленного просмотра «Onyx deskset» Сканирующая и читающая машина Sara стационарный электронный увеличитель «Topaz»  портативный  выдеоувеличитель «Opal» читающая  машина на флешкартах, телевизионные увеличители, портативный тифлоплейер, флешкарты формата CD с записанными говорящими книгами.  

    В работе с незрячими и с детьми с остаточным зрением используется в учебном процессе и во внеурочное время при подготовке к урокам «говорящие книги» и использованием  тифлоплееров «Panasonic». Фонд «говорящих книг» составляет более четырех тысяч наименований.

    В школе имеется спортивный зал, мастерские по обработке дерева, для девочек – мастерские по швейному делу, кабинет «Хозяюшка» (приготовление кондитерских изделий и разнообразных блюд питания), тренажерный зал, игровая комната, сенсорная комната, лекотека,  актовый зал, зал ритмики, библиотека с читальным залом, столовая с современным оборудованием на 78 посадочных мест.

    Имеется подсобное хозяйство с направлением на растениеводство.

    Характеристика микросоциума школы

    Микросоциум школы характеризуется следующими признаками: 

    • Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;
    • Значительным количеством детей из  малообеспеченных семей;
    • Высоким  уровнем информационной культуры населения, что во многом  связано с обеспечением   свободного доступа к глобальной сети интернет.

     Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят дети, существенно отличающиеся друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию.

    Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы

    Социальный заказ – это  спрогнозированный комплекс общих требований общества к обучающемуся ко времени окончания им школы.

    В формировании социального заказа для нашего образовательного учреждения участвуют:

    - государство: (Российская Федерация  Республика Мордовия);

    - учащиеся;

    -  родители;

    - педагогическое сообщество.

        К числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие  направления:

    • Оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного  здоровья обучающихся;
    • Обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявление и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;
    • Информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.

    Анализ показывает, что  перечисленные выше направления   являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы: учителя, учащиеся и родители   видят  образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса. 

    Родители учащихся  ожидают, чтобы школа обеспечит:

    - возможность получения детьми качественного основного общего и среднего общего образования;

    - качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;

    - интересный досуг детей;

    - сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

    -формирование информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями.

    Учащиеся желают, чтобы в школе:

    - была возможность получить качественное среднее общее образование;

    -имелись условия для создания и освоения современных информационных технологий;

    - было интересно учиться.

    Педагоги ожидают:

    - улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

    - создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

    3.3. Проблемы школы и способы их решения

    1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

    Материальная база не отвечает современным требованиям обучения и воспитания

    Провести масштабную реконструкцию школы на основе подготовленного проекта

    Недостаточная оснащенность кабинетов школы для  расширения информационного пространства в школе

    Необходимо создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности

    Отсутствие механизма комплектования профильных классов. Неразработанность содержания профильного обучения и предпрофильной подготовки

    Разработка механизма комплектования профильных классов (для девочек и мальчиков по направлениям: кулинария, столярное дело). Изучение заказа на профильное обучение и создание соответствующих профилей.

    Неготовность учителей, работающих на третьей ступени школы, полноценно организовать образовательный процесс в профильных классах

    Повышение квалификации учителей, работающих на третьей ступени школы в профильных классах. Разработка собственных методических рекомендаций по организации  образовательного процесса в профильных классах и в ходе предпрофильной подготовки

    Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения.

    Апробация и внедрение современных образовательных технологий

    Сложность апробации новых учебно-методических комплексов ввиду отсутствия полного методического обеспечения

    Повышение квалификации учителей, работающих по новым учебно – методическим комплексам.

    2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса

                                            1                                                                            2

    Личный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно- образовательного пространства школы.

    Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик

    Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научно – исследовательскую работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально – педагогической деятельности педагогов; участие педагогов в семинарах и вебинарах разного уровня

    Узкопредметная направленность дея-тельности многих учителей, отсутствие стремления интегрировать деятельность и создавать совместные творческие проекты

    Мотивация на разработку  индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений, их защита

    Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно- образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив

    Унификация как содержания, так и форм деятельности учащихся, ориентация на «среднего обучающегося»

    Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения, воспитательного обучения

    Знание ориентированного подхода к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся

    Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, метапредметных и предметных результатов приобретенных обучающимися

    Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности

    Внедрение технологий проблемного, проектного, игрового, личностно – ориентированного обучения

    Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информационной, гражданской и др.

    Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни

    Преобладание субъект – объектных отношений в образовательном процессе, недостаточное внимание к субъектному опыту ученика

    Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика

    3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

    1

    2

     Недостаточная готовность педагогов к использованию в образовательном процессе информационных технологий

    Прохождение педагогами курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей

    Отсутствие необходимой материально – технической базы для развития функциональной информационной грамотности слабовиящих обучающихся

    Укрепление материально – технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности слабовидящих школьников

    Отсутствие программно – методического обеспечения, позволяющего внедрять информационные технологии в образовательный процесс

    Создание банка программно – методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов

    Несформированность сети учреждений, обеспечивающих формирование информационной функциональной грамотности населения

    Создание в школе системы дополнительного образования, ориентированной на освоение населением персонального компьютера и современных информационных технологий

    Низкий уровень информационной культуры населения, связанный с отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети

    Использование возможностей школы для представления свободного доступа населения к ресурсам глобальной  информационной сети

    4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико – социально – психолого – педагогического сопровождения учащихся

    Отсутствие специфических критериев оценки деятельности педагогического и медицинского персонала школы по профилактике заболеваемости и укреплению здоровья учащихся

    Разработка системы критериев и показателей качества психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся

    Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровье-сберегающего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих физическое развитие школьников

    Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьника

    Недостаточная психологическая подготовка учителя

    Психологическое сопровождение деятельности учителя, включающее консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга деятельности  педагогов

    4. Концепция развития школы

    4.1. Миссия школы

    При формировании концепции будущего нашей школы необходимо, прежде всего, уточнить свое понимание «миссии» школы, т.е. определить, на реализацию какой части общего социального заказа мы ориентированы и решение каких проблем считаем приоритетным. Необходимо исходить из двух позиций: необходимости реализации стратегии модернизации школьного образования  и важности удовлетворения запросов со стороны основных участников образовательного процесса – обучающихся,  родителей,  педагогов.

    Процесс развития школы должен способствовать повышению конкурентоспособности школы, обретению ею своего собственного «лица», неповторимого и привлекательного для тех, к кому оно обращено.

    В определении перспектив развития  школы нужно исходить из того, что развитие, как таковое, не должно заменять функционирование, которое позволяет  добиваться достаточно стабильных результатов благодаря устоявшимся условиям нашей работы: кадровому составу, в целом удовлетворительному состоянию программно – методического и материального обеспечения. Развитие школы, должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему наших ценностей, традиций и всего того, что составляет уклад школы.

       4.2. Основные идеи развития школы

    Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений развития школы, являются:

    1. Идея реконструкции учебно-материальной базы  образовательного учреждения.

    2. Идея обновления образовательного процесса, посредством модернизации основных компонентов образовательной практики.

    3. Идея построения школы как открытого информационного пространства.

    4. Идея личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

    5. Идея построения здоровьесберегающей среды в школе.

    6. Идея медико – социально – психолого – педагогического сопровождения учащихся.

    7. Идея коррекционной направленности обучения и принципа дифференцированного обучения

     В период 2016-2020 г.г. завершить реконструкцию учебно-материальной базы школы. 

    Выстраивая собственную концепцию развития школы,  ориентироваться на два взаимосвязанных аспекта: личностный рост обучающегося и построение открытого информационного пространства школы, что позволит воспитать  выпускника школы как компетентную, социально интегрированную и мобильную личность, способную к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности в условиях современного общества.

    Для преодоления недостатков  развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  необходимо обеспечить как социальные, так и педагогические условия развития детей с целью коррекционной направленности всего процесса обучения в школе - интернате, что должно привести к преодолению, предупреждению  сглаживанию недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития детей с нарушениями зрения.

     Создание благоприятной внешней обстановки и внутренних факторов обеспечивает  положительное отношение ученика к учебе, устойчивость его внимания, хорошую работоспособность, эмоциональную устойчивость, и это является  залогом продуктивной учебной и воспитательной деятельности воспитанников.

    Таким образом, развитие школы ориентируется на построение открытого информационного пространства, которое максимально будет способствовать становлению выпускника как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

    5. Основные направления реализации программы развития школы

    Направление 1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

     Цель. Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях современного общества.

    1.Укрепление учебно-материальной базы

    Реконструкция школы в целях создания всех необходимых условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

    2.Обновление содержания школьного образования

    1. Апробация и внедрение новых образовательных стандартов, новых УМК

    2.Повышение квалификации учителей, работающих по новым образовательным стандартам, новым  УМК

    3.Внедрение инновационных образовательных тех-нологий

    1. Апробация современных образовательных технологий

    2. Разработка учебно – методических материалов для новых форм организации образовательного процесса.

    3.Использование в образовательном процессе различных форм социальных практик как одного из основных средств, способствующих самоопределению старшеклассника и приобретению им социальных компетенций

    4.Внедрение новых способов оценивания учебных достижений учащихся на начальной и старшей ступенях школы

    1. Определение и описание критериев измерения учебных достижений учащихся.

    2. Разработка способов оценивания учебных достижений учащихся начальной школы.

    3. Поиск и адаптация новых подходов к оцениванию учебных достижений учащихся.

    4. Включение в содержание обучения методов самоконтроля и самооценивания.

    5. Приведение в соответствие требованиям и процедуре единого экзамена форм и методов текущей и итоговой аттестации школьников с нарушениями зрения.

    Направление 2 . Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.

    Цель. Достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся и профессиональной компетентности педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях современного общества.

    Задачи

    Условия решения поставленных задач

    1

    2

    1.Осуществление курсовой подготовки и переподготовки учителей

    1. Организация стажировок, курсов повышения квалификации педагогов, направленных на разработку проектов социальной и профессиональной направленности

    2. Совершенствование научно – методической службы школы

    1.Совершенствование системы внутришкольного контроля

    2. Организация работы «Школы молодого учителя»

    3. Организация «Школы повышения мастерства»

    3. Научно – психологи-ческое сопровождение деятельности учителя

    1.Консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов

    2.Информирование педагогов о результатах психологических исследований

    3.Организация и проведение совместно с членами педагогического коллектива комплексного мониторинга воздействий всех инноваций в школе на здоровье, психофизические показатели.

    4.Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для школьников с особыми образовательными потребностями

    5.Консультирование и оказание помощи учителям в организации взаимодействия между учениками в ходе учебного процесса и в период проведения досуга

    6.Содействие педагогическому коллективу в обеспечении психологического комфорта для всех участников образовательного процесса

    7.Формирование у педагогов, школьников и их родителей потребности в психологических знаниях и желания использовать их в своей деятельности

    4.Внедрение современных образовательных технологий

    1.Внедрение технологий дифференцированного и развивающего обучения

    2.Внедрение технологий проблемного, проектного, игрового, личностно - ориентированного обучения

    3.Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъектного опыта ученика

    5.Целенаправленное формирование ключевых компетенций воспитанников

    1.Реализация технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию обучающихся в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях современного общества

    2.Усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и его культуру

    3.Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания

    4.Предоставление учащимся реальных возможностей для участия в общественных и творческих объединениях.

    Направление 3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

     Цель. Интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществить сбор, хранение, передачу и обработку информации, имеющей учебную и социокультурную значимость для школьников. Предоставление свободного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса и населению.

    Задачи

    Условия решения поставленных задач

    1

    2

    1. Подготовка учителей к использованию информационных технологий в образовательном процессе и формированию функциональной информационной грамотности обучающихся

    1.Освоение педагогами персональных компьютеров и информационных технологий

    2.Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий

    3.Внедрение информационных технологий в образовательную практику

    4.Целенаправленная работа по формированию функциональной информационной грамотности обучающихся

    2. Создание банка программно – методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс .

    1.Создание материально – технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса

    2.Укрепление и совершенствование технического оснащения образовательного процесса

    3.Создание банка программно – методических материалов

    4.Подбор мультимедиа – программ, пособий, учебников для эффективной работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс школы

    5.Использование  глобальной информационной сети и  ее ресурсов в образовательном процессе

    Направление 4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение психолого–медико-педагогического сопровождения учащихся

    Цель. Обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроизменяющемся информационном обществе.

    Задачи

    Условия решения поставленных задач

    1

    2

    1.Мониторинг динамики психофизического развития учащихся и условий для сохранения и развития здоровья школьников

    1.Разработка системы критериев и показателей качества психолого-медико-педагогической  работы по реализации идей здоровьесбережения

    2.Организация мониторинга состояния здоровья школьников

    2.Внедрение технологий здоровьесбережения и создание здоровьесберегающей среды в школе

    1.Разработка и проведение мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни школьников

    2.Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, их родителей, педагогов

    3.Разработка технологий и создание системы  медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в ходе обучения

    1.Обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей

    2.Создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении

    3.Формирование у обучающихся и воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию

    4.Профилактика и преодоление отклонений в психологическом здоровье учащихся

    5.Изучение потребностей учащихся и запросов их семей при организации профилей обучения

    6. Разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации психолого-медико педагогического сопровождения учащихся

    7. Осуществление профориентации и профессионального самоопределения с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика

    Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса

    Направления

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственные

    Обеспечение сохранения и укрепления здоровья обучающихся

    1. Обследование детей, поступающих в школу. Выделение обучающихся группы «риска» и больных.

    Весь период

    Администрация школы, врач

    2. Мониторинг состояния здоровья обучающихся 

    Весь период

    Педиатр, окулист

    3.Диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы учащихся 8-10 классов

    Весь период

    Психолог

    4.Проведение бесед по профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди учащихся

    Весь период

    Медицинские работники

    5. Организация и проведение контроля выполнения санитарных правил

    Весь период

    Администрация школы

    6. Расширение сети спортивных секций

    Весь период

    Учитель физической культуры

    7.Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, физкультминутки), а также часов здоровья

    Весь период

    Педагоги, классные руководители, воспитатели

    8.Регулярное проведение дней здоровья

    Весь период

    Учитель физии-ческой куль-туры, врач, классные руководители

    9. Проведение конкурса на самый спортивный класс

    Ежегодно, май

    Учитель физической культуры

    10.Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения

    Весь период

    Учитель физической культуры, классные руководители

    11.Организация клуба экскурсоводов

    Руководитель туристической секции, учителя истории, географии, биологии

    12. Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся

    Весь период

    Администрация школы, врач

    6. Развитие внешних связей

    Направления

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственные

    Формирование единого образовательного пространства

    1.Заключение договора о сотрудничестве и организация такого сотрудничества со  учреждениями дополнительного образования детей и учреждениями культуры:

    -Домом творчества детей и юношества

    - РДК;

    -ДЮСШ;

    -Школой искусств;

    -Детской центральной библиотекой

    Весь период

    Директор, старший воспитатель, зам. директора по УВР

    Привлечение бюджетных, внебюджетных и спонсорских средств

    1. Привлечение спонсорских средств

    Весь период

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie